Федеральный проект развития республики Крым подразумевал улучшение состояния основных объектов туризма и здравоохранения к 2020 году. По факту при выполнении программы на региональном уровне возникли различные препятствия.
Большими темпами идёт развитие доступности перемещения туристов, желающих посетить санатории Крыма, автомобильным, воздушным, а с конца прошлого года и железнодорожным транспортом. На долю аэропорта приходится около 5 миллионов человек в год, столько же автомобилей способно пройти через Крымский мост, а ж/д дорога даст дополнительных 2 миллиона приезжающих.
На заседании по социально-экономическим вопросам развития республики в январе 2020 Президент РФ отметил, что помимо внешнего сообщения необходимо особое внимание обратить на инженерную инфраструктуру, которая на данный момент требует серьёзного вмешательства. Только тогда можно будет говорить о результатах.
Пока может получиться так, что прибывших на отдых путешественников «порадовать» сможет только повсеместная стройка и другие признаки незавершённых восстановительных работ.
Изначально на реконструкцию и обновление курортных зон выделялось федеральных 28 миллиардов рублей. Ответственным за реализацию проекта выступало Министерство курортов и туризма Крыма, работы должны были быть направлены на 6 основных кластеров:
Впоследствии от благоустройства плато Ай-Петри было решено отказаться, а из плана работ по Коктебелю исключить проекты ландшафтного парка и строительства туристического комплекса на горе Клементьева. Их заменили созданием кластера «Гурзуф» с реконструированной набережной, а также обустройством курортных зон в посёлке Штормовом. При этом сумма затрат увеличилась на 4,2 млрд рублей, а сроки завершения работ сдвинулись к 2022 году.
Меж тем доступ к освоению федеральных бюджетных средств получили ещё два ведомства: Минтранс и Минстрой, взяв на поруки 21 санаторно-курортный объект, нуждающийся в модернизации.
Одним из возможных объяснений затягивания сроков реализации ФЦП называется недобросовестность структур в лице подрядных организаций. Но для некоторых объектов оказалось сложным выстроить очерёдность выполнения работ между разными ведомствами.
Так, по причине отсутствия согласования графиков транспортного и коммунального хозяйств в Оленевке в 2019 году туристы остались недовольны состоянием дорог — асфальт был срезан для прокладки подземных очистительных и водопроводных коммуникаций (которые, к слову, ещё не введены в эксплуатацию).
Ремонт улиц в Саках был приостановлен из-за расторжения договора с подрядчиком, а в Евпатории проект реконструкции набережной не был утверждён местной администрацией, которая на тот момент претерпевала смену руководства. Причину же заминки с расширением коммунальных сетей на озере Чокрак и строительством подстанции в Ленинском районе Минстрой не называет.
На обустройство курорта в Штормовом под Евпаторией дополнительно потребуется 70 миллионов бюджетных средств, в дальнейшем к развитию кластера планируется привлекать инвесторов.
Ситуация с развитием рекреационных функций Крыма может осложниться ожидаемым повышением цен на отдых, которое будет неизбежно после увеличения налога на недвижимость в республике в 2020 году.
Об изменении размера ЕДВ для инвалидов, читайте в разделе Полезная информация.